«Юнона и Авось»: чего вы не знаете о любимом спектакле?

Я давно хотел попасть в это место — когда-то это был знаменитый ресторан на Казанском вокзале. Сейчас здесь идет выставка посвященная рок-опере «Юнона и Авось». Я загорелся идеей туда сходить, когда увидел место выставки. Сначала на фотографиях, а затем на эскизе художника Тамонькина. Посмотрите, какая это красота — в стиле русского барокко XVIII века.
Сегодня здесь уже давно нет ресторана, вместо него — зал «Комфорт» с, мягко говоря, некрасивыми креслами. Но даже эти кресла не смогут испортить впечатления от грандиозной архитектуры, росписей и самой выставки.

Придумал выставку куратор Вячеслав Шмыров, а оформила известная художница Ирина Корина, с которой мне удалось познакомиться.
Корина придумала pop-up музей (временную выставку), каждая грань которого посвящена создателю рок-оперы. Всего их шесть: поэт Андрей Вознесенский, композитор Алексей Рыбников, режиссер Марк Захаров, художник Олег Шейнцис, балетмейстер Владимир Васильев и актер Николай Караченцов.

После этой выставки хочу рассказать вам о наиболее любопытных открытиях.
Чувства верующих
На выставке можно увидеть большую икону Казанской Божьей Матери. Так вот, фактически она никогда не использовалась в спектакле, так как могла задеть… чувства атеистов. В советской постановке изображение иконы появиться не могло, поэтому ее, хоть и изготовили, но не использовали. Кроме того, как говорят, художники нарисовали не Казанскую божью матерь, а Владимирскую. Интернета раньше не было, религиозной литературы тоже не продавалось, поэтому проверить достоверность изображения художникам не удалось.

На первом фото — та самая икона. На втором — снимки первого публичного прослушивания оперы «Юнона и Авось» в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1980 год).
9 октября 1980 года после заседания художественного совета фирмы «Мелодия», который не поддержал издание уже готовой виниловой пластинки с записью оперы «Юнона и Авось», Алексей Рыбников предпринял беспрецедентный шаг — устроил прослушивание студийной записи в филиале Центрального музея древнерусской культуры в искусства имени Андрея Рублева. Формально это была творческая встреча с Рыбниковым, но на мероприятие были приглашены известные советские деятели культуры и представители западных СМИ, что вызвало повышенное внимание органов госбезопасности.
Сбитый боинг
Одним из горячих поклонников «Юноны и Авось» стал Пьер Карден. Именно он организовал в 1983 году первые зарубежные гастроли спектакля в Париже. Однако мировое турне поначалу оказалось под угрозой срыва — из-за инцидента с южнокорейским «Боингом», сбитым за несколько недель до этого советскими силами ПВО. На первый показ в Париже пришло едва ли не 100 человек — знакомых Кардена. Но оглушительному успеху и мировой известности это не помешало. Дальше были гастроли в Греции, Нидерландах, Германии, Дании, Японии и Израиле. В 1990 году спектакль едет в США.

Американский след
На выставке я также услышал байку о дублере Николая Караченцова. Так случилось, что выйти на сцену во время американских гастролей дублеру ни разу не удалось. Это, как говорят, и заставило его принять решение изменить судьбу: артист остался в США. Много лет спустя, встретившись с Караченцовым в Америке, дублер признался, что если бы ему удалось тогда выйти на сцену, он бы вернулся в Советский союз. Но судьба сложилась иначе… Имени этого артиста никто точно не называет, поэтому я подчеркиваю, что история эта может быть одной из баек, которые всегда окружают великих людей и великие постановки.

Вид на Москву
В конце экскурсии мне разрешили выйти на смотровую площадку Казанского вокзала. С нее можно сделать отличные фотографии на фоне гостиницы Hilton «Ленинградская».

 

Источник

Понравилось? Поделись с друзьями:
WordPress: 8.56MB | MySQL:66 | 0,265sec